Нормативно-правовой основой для разработки образовательной программы являются
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.№1155;
- Комментарии к ФГОС дошкольного образования Департамента общего образования МО и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;
- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 26 «Маячок» г.Воркуты, утвержденный постановлением администрации МО ГО «Воркута» № 502 от 01.04.2019 г.;
- Лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования.
Программа направлена на реализацию следующих задач развития и воспитания детей
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
- органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Образовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, при этом обе части являются взаимодополняющими и необходимыми. и Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении (за исключением времени, отведенного на дневной сон).
Обязательная часть Образовательной программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
В части, формируемой участниками образовательных отношений представлены программы, направленные на развитие детей в нескольких образовательных областях и видах деятельности, методики и формы организации образовательной деятельности. Обязательная часть Образовательной программы разработана с учётом образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет /И.А. Лыкова, и др. - Москва., 2019 г., комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб., 2019 г./, методических рекомендаций для педагогических работников и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» /О.А.Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич/. Часть Образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, составлена с учётом мнения всех участников образовательных отношений и на основе разработанных педагогическим коллективом дошкольного учреждения рабочих программ: - «Познаю свой край», направленной на реализацию национально-регионального компонента; - «Радужные ступеньки детства», направленной на обеспечение успешной социализации дошкольников, развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Образовательная программа разработана с целью создания благоприятных условий для развития способностей каждого ребенка, широкого взаимодействия с миром, активного вовлечения в разные виды деятельности, творческой самореализации, для развития самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности воспитанников, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Образовательная программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Образовательная программа ориентирована на
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Календарь жизни МБДОУ "Детский сад №26" г. Воркуты на 2023-2024 учебный год
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса на 2023-2024 учебный год
Рабочие программы по образовательным областям не предусмотренны.
Адаптированная образовательная программа формируется при поступлении в дошкольное учреждение ребёнка-инвалида и детей с ограниченными возможностями здоровья.